Дорожно-транспортная экспертиза

Дорожно-транспортная экспертиза

Основным инструментом расследования ДТП, где пострадали водитель, пешеходы, пассажиры, где был поврежден автотранспорт служит экспертиза дорожных происшествий, которую в тех или иных условиях обыватели часто называют то дорожной, то автодорожной, то дорожно-транспортной.

Интересно то, что ни одно из вышеизложенных названий дорожной экспертизы не является научно-обоснованным и точным названием, но об этом чуть позже.

Итак, судебная дорожно-транспортная экспертиза (дорожная или автодорожная экспертиза) продолжает оставаться самым, как ни странно редким видом автотехнических экспертиз.

Независимо от того факта, что дорожно-транспортная (дорожная или автодорожная) экспертиза приобрела свое название более семи лет назад, большинство судей, следователей, адвокатов, юристов по прежнему продолжает назначать в следствии или суде) «автотехническую экспертизу», обозначая лишь класс экспертиз, без уточнения вида экспертного исследования.

В следствии такого общего и абстрактного определения данного исследования, в практике довольно таки часто всплывают ситуации, когда в адрес какого-нибудь учреждения, где имеются тоже «автоэксперты» (такие как — оценщики ущерба, эксперты в области транспортной трасологии, оценщики автомобилей), поступают материалы дела, где требуются специальные знания именно эксперта по исследованию ДТП (дорожно-транспортных происшествий, дорожных знаков, дорожной разметки, полотна дороги).

Возникает неприглядная ситуация, когда материалы возвращаются в судебные или следственные органы без должного исполнения, в результате чего сроки дела затягиваются в следствии элементарной неграмотности участников судебно-следственного процесса.

Основные задачи и цели дорожно-транспортного исследования:

• ситуация на месте ДТП: обочин, участка дороги за пределами дорожного покрытия, состояние дорожного части;

• текущее состояние дорожного полотна в месте ДТП, наличия уклонов в поперечном и продольном направлении, закруглений;

• возможные условия видимости и обзорности водителя;

• определение возможности (невозможности) всестороннего восприятия водителем ситуации;

• экспертиза технической возможности (невозможности) предотвращения дорожно-транспортного происшествия;

• определение значений коэффициентов и параметров, характеризующих движение автомобиля и прочих объектов на месте ДТП: коэффициентов сцепления и сопротивления при перемещения транспортных средств и других объектов по полотну автомобильной дороги;

Выявление факторов, непосредственно связанных с дорожной обстановкой предшествующей ДТП, которые способствовали возникновению происшествия: неправильное расположение дорожных знаков, отсутствие необходимых дорожных знаков, неверная разметка дорожного покрытия, неблагоустроенность дороги и другие отрицательные условия ситуации.

Для проведения автодорожной (дорожно-транспортной или дорожной) экспертизы в распоряжение эксперта требуется предоставить все материалы административного, уголовного, гражданского дела, относящиеся к происшествию. Назначающему дорожную экспертизу должностному лицу также необходимо знать, что для всестороннего и полного исследования необходимо полнейшее изучение комплекса информации о дорожно-транспортном происшествии.